Красота Богов

Боги в мифологии Древнего мира

Бог Сет - бог войны

Если подробно рассматривать мифологии и многие религиозные системы, можно заметить, что у каждой из них есть свой беспокойный дух, персонаж, насквозь пропитанный злом, который сеет смятение среди благородных и мирных богов, закручивая спираль жестокости и мести. В Древнем Египте эта бесславная роль досталась Сету — младшему брату праведного Осириса. Убийца собственного брата, преследователь его жены и, наконец, бескомпромиссный соперник его сына живет в мире, построенном его ревностью и жаждой власти.

Бог Сет в древнем Египте

Египтяне считали его олицетворением разрушительной, внешней силы, угрожающей стране — обычно под видом непредсказуемых явлений природы, например, пустынной бури или молний, но и угроз военного характера. Появление Сета порождало в людях злость и страх. Более того, его внешность заметно выделялась на фоне остальных египетских богов. Художники увековечили его как мрачного, воинственного мужчину с красными глазами, рыжими волосами и необычной для сожженных солнцем Египтян бледной кожей, или человека с головой животного, соединяющего черты шакала, антилопы, гиппопотама и осла.

Семья Сета

Бог хаоса и песчаных бурь был зачат от союза Нот — богини неба и Гебы — бога земли вместе с Осирисом, Исидой и Нефтидой. Осирис и Исида слились в пару, так что в семье у Сета осталась младшая сестра, молчаливая и отстраненная Нефтида. Можно предположить, что он не был особенно доволен этим выбором, поскольку часть источников указывает на то, что их брак не был удачным, и Нефтида нашла, наконец, момент сладкого забвения в объятиях Осириса, которому родила сына Анубиса. Некоторые версии мифа, напротив, утверждают, что Анубис все-таки был сыном Сета. Как бы то ни было, все сошлись в одном – Владыка пустыни никогда не проявлял никакого интереса к Анубису, кроме презрительного отношения.

Жажда власти

Гораздо больше его беспокоил трон Осириса и власть, которую брат сосредоточил в своих руках. Каждый день он наблюдал за проявлениями великого почтения, которым народ окружал короля и его обожаемую супругу, удаляясь в их тень. С каждым днем в нем росло все больше злости и чувства несправедливости. В отличие от Нефтиды он никогда не смирялся с тем, что ему отведена менее значительная роль. Бесконечные амбиции эффективно подпитывали его зависть и убежденность в собственном величии. Таким образом, золотой век правления Осириса заканчивается заговором Сета, который, наконец, решает действовать, чтобы избавиться от своего брата и сбросить с престола Египта.

Убийство Осириса

Всевозможные версии мифа, относящегося к этим событиям, найдены в Текстах Пирамид времен старого государства, а также в песнях и гимнах среднего и нового государства. Убийство братом брата так сильно подействовало на воображение египтян, что до наших времен дошли некоторые легенды. В одной из них Сет превращается в ядовитое водяное существо, проскальзывает под сандалией Осириса, чтобы укусить его и тем самым предательски отравить. Древнейшие предания из Текстов Пирамид называют место Недит (то есть «смерть») или холм Газели, как место, где Сет убил Осириса. Его душа пыталась укрыться на Луне, но Бог смерти под видом быка или Газели пожирал Луну, а вместе с ней и душу несчастного брата. Только Хорус вместе с Тотом заставили его отдать и проглоченное небесное тело, и душу Осириса.

Версия убийства на пиру

Сет убивает Осириса

Однако самая популярная версия этого убийства изображает Сета как умного заговорщика, бдительного тирана и даже опытного политика. На пиру, устроенном в своих покоях в честь короля, он представил чудесно украшенный деревянный сундук в форме саркофага. Он объявил, что отдаст его тому, кто туда ляжет, и будет соответствовать размерам. Как только Осирис поддался искушению, Сет со своими заговорщиками закрыли крышку и забили ее гвоздями, а затем бросили сундук в Нил. Сутех имел возможность еще раз осквернить его тело, когда Исида нашла саркофаг, захваченный течением реки в стране Библ, и привезла его обратно в Египет. Тогда бог смерти украл тело и расчленил на 14 частей, чтобы потом разбросать по всей стране. Отсутствие каких-либо угрызений совести из-за совершения этих жестоких поступков в отношении брата свидетельствует о большой ненависти Сета к нему. Более того, никакие источники не приводят доводов, которые могли бы их каким-либо образом оправдать. Осирис до самого конца очень доверял брату до такой степени, что, не задумываясь, лег в саркофаг.

Сет и Исида

К сожалению, после смерти кроткого Осириса мечта Сета о полноте власти в Египте не совсем сбылась. Он натолкнулся на еще одно препятствие — мужество и упрямство одинокой женщины. Исида с самого начала была его достойной противницей. Они оба не отставали друг от друга в выдумках, провокациях и хитрых интригах. Супруга Осириса сорвала его планы по осуществлению абсолютной власти, родив сына Гора, и именно на нем Сет сосредоточил всю ненависть, которую испытывал к обоим его родителям. Однако за многими поступками принца стояла его мать.

Сет, Исида и Гор

Ловушки Исиды

Владыка пустыни всегда понимал, что именно она является его истинной противницей. Тем не менее, он не раз попадал в расставленные ею ловушки. Во время совета богов ему довелось потерять над собой контроль, когда подавляющее большинство встало за Гора. Тогда он пообещал, что каждый день будет убивать своей 1130-килограммовой булавой одного Бога, если суд еще раз не пересмотрит свой приговор. Он также отказался участвовать в суде, если в нем продолжит участвовать Исида. С этими угрозами боги перебрались на остров, приказав Исиде оставаться на месте. Богиня все-таки решила добраться туда и в маскировке вступила в разговор с расстроенным Сетом. Тогда она рассказала ему придуманную на ходу историю о сыне крестьянина, оставленного без отца собственным дядей. Сетх так возмутился поведением этого жадного дяди, что даже захотел отомстить. При этом он не обнаружил сходства между вымышленными персонажами и собственной жизнью и поступками, которые он совершил. Поэтому он невольно осудил самого себя. Власть в Египте временно взял на себя Ра, чтобы успокоить враждующие стороны и возбужденные эмоции божественного собрания.
Однако Исида не стремилась совсем уничтожить Сета. У нее была возможность убить его, как в известной истории с бегемотами, но она не смогла поднять руку на собственного брата. И это было причиной ее ссоры с сыном.

Сет и Ра

Отношения Сета с царем богов Ра являются одной из положительных сторон истории его жизни. В самом начале его почитали как бога войны и хранителя Верхнего Египта. Он ассоциировался со стойким и сильным солдатом на службе Ра, при котором служил главным помощником и защитником. Именно Сетх сидел на солнечной барже царя богов и каждый день во время восходов и закатов вел ожесточенные поединки с Апописом, злым змеем, который пытался пожрать солнце и обрушить тьму на Египет.

Сет сражается со змеем

На совещании богов

лагодарный Ра помнил о своем брате и до конца заседания трибунала богов держал его сторону против Гора, который, по его мнению, был слишком молод и слаб, чтобы править. К тому же он неоднократно шел на публичное оскорбление принца. Однажды он даже обратил внимание, что дыхание у него несвежее. Часть богов возмутилась этим презрительным комментарием. Ответом на это было указание, что часовня Ра давно пуста, чем намекнул, что люди перестали поклоняться богу Солнца. Тот обиделся за эту наглость и покинул совещание. Только его дочь Хатхор сумела вернуть ему хорошее настроение и уговорить вернуться в трибунал. Тогда Сет напомнил, что он старше и мудрее, кроме того, каждую ночь сражается с грозным Апописом, за что и требует теперь благодарности. Таким образом, он временно вернулся на престол Египта, но, как известно, Хорус и Исида не собирались так легко сдаваться.

Суд богов в египетской мифологии

Владыка пустыни

Окончательный поединок Сета и Гора был, наконец, завершен самим Осирисом, который теперь уже как бог подземного царства объявил, что владыкой Египта по праву является его сын Хорус. Боги не позволили принцу убить дядю, помня о его роли защитника ладьи Ра. Однако Сет вынужден был отправиться в изгнание в пустыню, где его гнев вызывал пустынные бури, а хорошее настроение приводили к жизни оазисы. Он также покровительствовал купеческим караванам и охранял далекие и неизвестные пустынные тропы, следя за безопасностью путешественников. Он так и не дождался потомства, если не считать Анубиса, потому что в ходе боев с Гором он потерял способность к деторождению. Это укрепило его положение как хозяина бесплодной и лишенной растительности пустыни.

Версия Большой четверки

Интересно, что во времена XIX и XX династий он входил в так называемую Большую четверку главных богов Египта наряду с Амоном, Ра и Птахом. Тогда ему приписывали заботу о фараонах. Одна из версий истории его сражений с Гором гласит, что боги отдали Хорусу дельту Нила, а Сет получил во владение весь Верхний Египет. Из этой истории вырисовывается довольно двусмысленная личность рыжеволосого злобного египтянина. Без сомнения, он не собирался делить с кем-то свою власть. Он заплатил за нее высокую цену, хотя маловероятно, что он когда-либо сожалел об этом. Так уж обстоит дело с дежурными злодеями мифологии — если бы у них была возможность еще раз оказаться в той же ситуации, они, вероятно, снова поступили бы так же, вызвав лавину трагических событий.