Красота Богов

Боги в мифологии Древнего мира

Славянский бог грома Перун

Среди огромного количества демонов, лесных, водных, воздушных и многих-многих других существ, живущих рядом с людьми и имеющих с ними ними не зримую связь, в верованиях славян встречаются существа, к которым язычники относились с особым почтением. Это божества более высокого порядка, для которых строились храмы, возносились молитвы и благодарности, а также приносились многочисленные жертвы. Этот пантеон сохранился в мифах и религиозной практике значительно меньше, чем многочисленные демонические существа, поскольку уничтожался первыми миссионерами вместе со сжиганием храмов и статуй и осквернением святых мест для славян. В довершение всего, под влиянием христианской пропаганды информацию об этих божествах впоследствии неверно истолковали. Считалось, что предки-славяне поклонялись просто деревьям и камням, в то время как в действительности признавали культ живущих в них существ, наделяющих объекты поклонения силой и магией.

Перун в религии славян

Бог грома Перун

Доказано также, что религия славян не является чисто политеистической и что ей ближе понятие генотеизма, то есть веры во многих богов, но с особым вниманием к одному и высшему. Им был Перун, аналог греческого Зевса — владыка небес, молнии и грома. О нем упоминают, как о самом важном Боге славян, возвышающемся над остальными, уже в середине VI в. византийский историк Прокопий и Гельмольд — летописец двенадцатого века, автор «Хроники славян».
Тем не менее, богатейшим источником знаний о Перуне являются древнерусские тексты, поэтому поначалу считалось, что культ этого бога существовал только у восточных славян. Однако новое исследование дало и другие концепции. Оказалось, что Перун был божеством, которому поклонялись не только все славяне (Восточные, Западные, Южные), но и их северные соседи – балты. Более того убеждения латышей и литовцев заинтересовали финно-угров, населяющих Мордовию.

Перун означает «тот, кто бьет». Казалось бы, имя своего верховного бога славяне образовали от определения атмосферного разряда. Однако процесс именования был обратным. Именно от бога грома взялась молния, которая от начала и до конца была его главным атрибутом. Как нетрудно догадаться, многочисленные народы, охватившие ареал культа Перуна, называли бога грома по-своему. Восточные славяне клялись Перуном, литовцы говорили: Перкунас, Перкунелис, латыши –Перконит, моравийцы и словаки – Перон, болгары — Перун, Перуник, а на древнепрусском языке имя звучало, как Паркун. Общим, даже для народов, очень отдаленных друг от друга, является корень per, perg, и латышский perk, которые содержат латинские, кельтские и готские термины, обозначающие дуб. То есть Перун владел не только небом, но и лесным пространством.

Функции бога Перуна

Перун-дуб повелитель леса

Древнейший дуб – дом божий

Древнейший дуб в лесу считался земной обителью Перуна. Для славян это был дом божий, у него молились, приносили жертвы, просили хорошей погоды и дождя. Дерево нельзя было рубить, калечить и оскорблять. Здесь проводились важнейшие празднества поселения, а остальные окрестные дубы приветствовались во время шествия по случаю весенне-летних праздников.

Славянская космология

Перун имеет свое место в славянской космологии. «Он — божество, господствующее на небесах. Он находится «наверху», пока противник передвигается по земле, похищает скот, а сам прячется под скалой, деревом, скрывается в облике человека или животного. Враг тот поражается молнией или молотом и вынужден спуститься под землю. С неба падает дождь, и происходит очищение».

Военные функции

Помимо грома и молний Перуну принадлежал большой арсенал военных атрибутов. Для преследования врага он использовал повозку, запряженную лошадью. Это напоминает ассирийских воинов, которые садятся на колесницы и обстреливают из них неприятеля. Белорусский образ Перуна имел колчан и лук. Верховный бог пантеона здесь бесспорно был наделен военной функцией. По подобию бога Тора он обладал каменным молотом, но помимо него огромным топором магической силы. Похожее оружие изготавливали и люди, веря, что оно отпугивает зло и отгоняет болезни.
Но больше всего Перун поражал врага каменной молнией. Счастлив был тот, кто случайно найдет на земле осколок этого оружия. Он мог этот камень повесить себе в избе, что означало вечную защиту хозяйства от молний, положить в колыбель, исцелить им скот и т.д.

Бог Перун на колеснице

Обряды и ритуалы

Среди обрядов и жертвоприношений в честь Перуна на первом месте ритуал, в котором главную роль играет спутница Перуна, известная как Перперуна. В Болгарии — Перепуна или Пеперуна, в Албании – Перперона, в Румынии – Пирпируна. Молодую девушку в цветах и листьях обливали водой — это просьба прекратить засуху и молитва о дожде. Культ богини — женского воплощения Перуна, как бога дождя и плодородия присутствовал в основном на Балканах. Самому Перуну приносили в жертву коров, коз, петухов, преимущественно черных. На холме или в густом лесу разводили костер, вокруг которого проносили сосуд с пивом. Напоследок выливали содержимое в огонь и просили бога о дожде и сырости. Обряды происходили у главного дуба в деревне. Для этого его украшали и укладывали под него жертву (быка, барана и т.д.) таким образом, чтобы кровь стекала в яму, вырытую под деревом. Оставшейся кровью мазали лбы юношей и девушек, а мясо съедали во время всенощного застолья. Кроме того, для привлечения дождей вешали на виду баранью шкуру или вспахивали поле плугом, запряженным черными волами.

Хранитель закона и клятвы

Перун, помимо того, что он стоял на пьедестале главного божества, царящего на небесах, ниспосылающего дождь, был еще и воплощением жизненной силы, хранителем закона и клятвы. Его имя, редко употребляемое, представляло собой предмет табу, и его вообще нельзя было произносить вслух, кроме обстоятельств, которые требовали этого, например, торжественного обещания. Это способствовало замене истинного имени бога другими прозвищами и формами, используемыми только пожилыми людьми. Многофункциональность Перуна и универсальность культа привели к появлению многих вариантов божества.