Красота Богов

Боги в мифологии Древнего мира

Сварог и Сварожич. Славянский культ огня.

Многие письменные источники утверждают, что Сварог и Сварожич являются одними из главных божеств языческого пантеона. У полабов, например, Сварог ставился наравне с самим Свентовитом. Тем не менее, культ обоих богов охватывал не только запад, но и почти все славянство. Иногда они составляли единство, в другое время их воспринимали как отца и сына. По некоторым данным, имя Сварога было всего лишь уменьшительным от Сварожича. Но они всегда ассоциировались с огнем.

Сварог бог огня

Сравнивая ведическую традицию со славянской, исследователи мифологии определили систему разделения огня как объекта поклонения, соответствующую обеим религиям. Классификация индийской религии перешла на верования славян. Мифы, обряды, ритуалы язычников, в которых конститутивную роль исполнял огонь, были разделены на группы: огонь земной, огонь атмосферный (молнии) и огонь небесный (солнце). Трудно однозначно сказать, какую из категорий представляли Сварог и Сварожич. Немалое количество источников об этих двух неразделимых богах указывает на их присутствие во всех трех плоскостях культа огня.

Бог огня, божественный кузнец

Существует славянский миф, говорящий о Свароге, как боге огня, который, как и Гефест, является божественным кузнецом. Он делает молнии и бросает их в тех, кто нарушает законы. Он также создатель солнечного диска, отец солнца, но не только. Используя свои ремесленные способности, он выковал весь небосвод и является его хранителем. Будучи солнечным божеством, служащим Перуну или являющимся его союзником, он ведет борьбу со своим или Перуна вечным антагонистом, врагом солнца, высасывающим жизненную силу.

Сын Даждьбог

Его сына Даждьбога можно сравнить со Сварожичем. Различия между местными культами привели к тому, что потомок Сварога в результате осуществлял власть над всеми видами огня. В одном из мифов Даждьбог был выкован его отцом как солнечный щит, поэтому представляет собой исключительно солнечное божество — тот, кто излучает свет и передает силу, необходимую для жизни людей, животных, растений. С другой стороны на Руси он отождествлялся с властью князя, а на Балканах — скорее связан с богатством шахты, то есть, с земной сферой, однако поддерживающей функцию солнечного бога-царя — того, кто дает вышеупомянутые богатства с высокого престола.

Сварожич

Сварожич, в свою очередь, был связан с небесной сферой и, как и Сварог, разделял компетенцию громовержца с важнейшим богом славян — Перуном. Об этом свидетельствует функция Сварожича, как полабского божества войны, которому приносили жертвы в виде военной добычи. С другой стороны, он также присутствовал в повседневных обрядах, когда его просили о достатке, лучшем урожае или спасении от пожара. К нему обращались, когда разводили жертвенный огонь, также называемый Вечным огнем – по образцу древнегреческой традиции.

У славян сложился культ трех видов огня – атмосферного, земного и небесного.

Славянский бог Сварог

Атмосферный огонь

Атмосферный огонь, то есть молнии были достоянием Перуна, Сварога и в некоторых культовых центрах также Сварожича. Этот тип поклонения в значительной степени основывался на страхе перед необузданной, нисходящей, падающей с тайных небес силой огня. От молний, которые в случае прямого контакта с человеком становились смертельными. Славяне пытались защититься от них разными способами, например, подвешивая под крышей специальные талисманы. В свою очередь, люди, места или предметы, в которые ударила молния, считались священными. Таким образом, почиталось не само атмосферное явление, а скорее результат его опустошающей силы.

Земной огонь

Также в случае культа земного огня боязнь играла свою роль, но по несколько иному принципу. Страх перед огнем как стихийным бедствием был оправдан и принимал ту же форму, что и для опасных для жизни человека молний. Однако, в отличие от грозовых разрядов, земной огонь рассматривался как благо. Само его зажигание после сумерек являлось своего рода ритуалом. Огонь был для славян святым, очищал, исцелял от болезни. Также обряд так называемого телосожжения — передача тел умерших пламени свидетельствует о высшей степени поклонения огню в мире славян. В каждом доме было место для очага. Костры грели и освещали не только хижины. Огонь являлся неотъемлемой частью большинства славянских обрядов — мартовского равноденствия, летнего солнцестояния, сжигания Марены и всех других праздников, отмечаемых на открытом воздухе.

Небесный огонь

Небесный огонь — благотворная сила солнца также требовали отдельного ритуала. Восход встречали молитвой и снятием шапок. Его считали лицом или глазом Бога. Поэтому было запрещено указывать на него пальцем и во время жатвы поворачиваться к нему спиной. Кроме того, собирая урожай, благодарили за него, поднимая руки в молитве. Солнце также воспринималось как танцующее и прыгающее от радости небо. Вера в его спасительную, божественную силу выражала положительное и благодарное отношение славян к небесному огню без явных признаков страха перед этим неведомым, горячим объектом.

В повсеместно распространенном культе природы в славянской мифологии огонь занимал место выше других предметов поклонения. Ему особенно противопоставлялась вода, которая, подобно лесу, воспринималась славянами как таинственное и грозное пространство, отрешенное от мира людей невозможностью его познать и одомашнить. Поэтому огонь, как и в большинстве древних религий, играл важнейшую роль в жизни славян, и божества, представляющие его силу, выдвигались на первый план языческого пантеона.