Красота Богов

Боги в мифологии Древнего мира

Велес – бог загробного мира

Достоверных источников, из которых можно получить информацию о Велесе, мало. Часто в них присутствуют только краткие упоминания. Для того, чтобы получить полное представление о Боге, они должны быть очень тщательно проанализированы и истолкованы, включая сравнение пантеонов: славянского, греческого, индийского. Это способствует более глубокому изучению таинственного владыки загробного мира.

Бог Велес в загробном мире

Главным источником информации являются древнерусские тексты, но прочитанные дословно могут привести лишь к ошибочным выводам.

Бог покровитель скота и домашнего хозяйства

В одной из таких Велеса называют богом скота. На первый взгляд, нет ничего плохого в том, чтобы связать его с хранителем домашних животных. Божеств такого рода не хватает в других мифологиях. Однако было бы явным ограничением его полномочий только хозяйственной сферой. Функция бога скота не так эффектна, как, например, стрельба молниями Перуном или в случае Сварога – владеть огнем и олицетворять силы Солнца. Это может показаться Велеса кем-то менее значимым, даже полу-божеством, живущим в загоне с коровами. Но это не правильный вывод. Забота о хозяйстве была выражением достатка и большого богатства. Владение скотом с давних времен давало высокий социальный статус. Таким образом, Велес отгоняет диких животных по аналогии с образом самого важного греческого героя – Геракла или ведического царя богов – Индры.

Назначение Велеса

Назначение Велеса, не ограничиваются только охраной домашних животных. В том же источнике указано, что русские воины клялись и ему и Перуну, а значит, упомянутые боги при определенных обстоятельствах были равны друг другу. В случае нарушения данного слова на лжесвидетеля насылалась болезнь. По ее описанию речь шла о заболевании, очень сходном с современной желтухой или гепатитом. Велес не только наблюдал за лжесвидетелями, он наказывал и бросает на них проклятия.

Двойной божественный образ

В легенде также упоминается , что Велес являлся покровителем прорицателей и ясновидящих, бог магии, сказателей и поэзии. Кроме того, исследователи находят в Перуне и Велесе аналогов индийской пары богов – Митры и Варуны, дополнявших друг друга близнецов, как две половинки мироздания. Уже сам факт, что оба славянские божества присутствуют в тексте присяги воинов русских, говорит о том, что Велес среди всего пантеона, выступал вторым по значимости после Перуна. С одной стороны, являясь его противоположностью, с другой – союзником и компаньоном, составляя совместно общий двойной образ божественности.

Велес и Перун

Бог загробного мира

Компаративистское исследование также доказывает другие аспекты власти Велеса. Этимология его имени указывает на то, что он был богом душ умерших. Не имея прямого источника информации о славянском загробном мире, над которым господствовал Велес, исследователи, используя сравнительный анализ, черпают знания из Балтийского фольклора, поскольку латыши поклонялись Велесу, а его имя означало «душа мертвых». Близкие по звучанию имена духов также были тесно связаны с пространством мертвых. Он обитал в неприступных землях, был прекрасным охотником и иногда принимал облик быка. Совпадение имен латышского и славянского бога не случайно, и все указывает на то, что именно Велес был владыкой упоминаемого в древнерусских и чешских текстах Нави, то есть мира мертвых.

Другие образы бога

Бог Триглав

Культ Велеса сохранялся очень долго. Еще в Средние века были отмечены следы многочисленных религиозных практик в честь бога проклятия и загробного мира. Поэтому неудивительно, что у него были другие имена, и, как и у Перуна, свои местные варианты.

Триглав

Одним из них был Триглав, которому поклонялись в окрестностях современной Польши. Полабский Велес имел власть не только над загробным миром, но так же над небом и землей, что соответствует его трехголовому изображению. Согласно летописям Триглав имел свой собственный храм, архитектура отличалась необыкновенным мастерством, а вырезанные на стене фрески представляли собой зооморфные мотивы, как внутри, так и снаружи здания. Они были так искусно и тщательно отделаны, что создается впечатление присутствия живых существ. Рядом со статуей трехглавого находился и дуб, которому народ отдавал отдельную честь — дереву Перуна. Храм не был типичным. Можно сказать, что он представлял собой полу-сакральную зону, поскольку являлся местом не только богослужения, но и светских собраний, военных совещаний, пиршеств, а также сокровищницей. Тем не менее, наличие двух важнейших божеств в одном пространстве является подтверждением теории о дополнении друг друга Перуном и Велесом по образцу их индийских аналогов.

Троян

И, наконец, более старшим, чем трехглавое божество, воплощением Велеса, был Троян. В немногочисленных источниках он упоминается с разными другими богами, но там всегда присутствует и Перун. Во всяком случае, культ Трояна надолго прижился среди балканских племен. Ошибочно считалось из-за совпадения имен, что эти славяне поклонялись божеству, которое они позаимствовали у римлян. Речь идет об императоре Траяне, который своим народом фактически воспринимался как божественный. Однако, вера в Трояна как божество подземного царства родилось из-за богатого балканского фольклора, в котором выступал дух с одноименным названием.